Бензотносительно

Категория: Новости ГБО

2012-05-04

Бензотносительно

Подорожание бензина обогащает не только продавцов и производителей этого горючего, но и их косвенных конкурентов — продавцов и установщиков газобаллонного оборудования (ГБО) для автомобилей. В результате постоянного повышения цен на жидкое топливо рынок ГБО в последнее время ежегодно прирастает на 15-20%, тем самым постепенно отнимая кусок рыночного пирога у торговцев бензином и соляркой. В частности, в 2011 г., по данным ООО «ХКД-Трейд» (г.Харьков; импорт и реализация ГБО для транспортных средств; с 1998 г.; более 70 чел.), объем отечественного рынка ГБО увеличился на EUR3 млн, до EUR21 млн. Это на 16,7% больше, чем в 2010 г.

Игроки рынка отмечают, что потребление ГБО могло быть выше, если бы цены на сжиженный газ не тянулись за ценами на бензин. По данным ООО «Консалтинговая группа А-95″ (г.Киев; исследование рынков нефтепродуктов; с 2008 г; 15 чел.), в 2011 г. сжиженный газ подорожал в среднем на 15,3%, бензин А-76 — на 27,3%, А-92 — на 25,8%, А-95 — на 22,5%. Кроме того, участники рынка отмечают, что постоянный спрос на ГБО поддерживается и вследствие низкого качества бензина.

«Периодически качество бензина на АЗС ухудшается, и его использование приводит к быстрому засорению свечей зажигания и к их дальнейшей замене и трате денег. Естественно, владельцы авто в целях экономии денег и времени вынуждены постепенно переоборудовать свои авто для использования сжиженного газа», - поясняет Александр Григоров, технический директор ООО «ХКД-Трейд».

Повышение спроса на ГБО привело к тому, что в 2010-2011 гг. и автодилеры стали «изменять» нефтетрейдерам и начали активно предоставлять услуги по установке ГБО. Более того, автоторговцы предлагают легковые автомобили с предустановленным ГБО, тем самым превратившись в конкурентов независимых установщиков и продавцов такого оборудования.

«Был учтен возрастающий спрос на автомобили с ГБО», - говорит Андрей Улитенко, менеджер по продукту компании Renault в Украине (г.Киев; импорт и продажа автомобилей; с 2000 г.; более 80 чел.). По оценкам компании Renault в Украине, если в декабре 2010 г. в структуре сбыта автомобилей Logan седан доля машин с ГБО составила 12%, то в 2011 г. — 25%.

 

Конкуренция

В Украине полный комплект ГБО для авто не выпускается. Поэтому внутренний рынок ГБО для легковушек наполняется в основном зарубежной продукцией. Емкости (баллоны) для топлива, блоки управления, редукторы, форсунки, шланги, провода, крепеж и другие комплектующие в основном ввозят из Польши, Италии, Турции, Китая и других стран. Частичную конкуренцию импортерам составляет ООО «Харьковский завод промышленных технологий» («Харпромтех»; производство тороидальных автомобильных газовых баллонов, ресиверов, гидроаккумуляторов и др.; с 2004 г.), выпускающее баллоны для пропан-бутанового топлива.

«В 2011 г., по сравнению с 2010 г., реализация тороидальных автомобильных газовых баллонов увеличилась на 15-20%», - говорит Александр Черкашин, начальник отдела сбыта «Харпромтеха».К крупным игрокам рынка относятся ООО «ХКД-Трейд» (г.Харьков), ООО «Авто Газ Глобал», ООО «Сервис Газ» (оба — г.Киев). По оценкам ООО «ХКД-Трейд», в 2011 г. совокупная рыночная доля этих компаний в количественном выражении составила 75-80% в общем объеме реализации.

 

Пан — пропан-бутан

По оценкам операторов, 99% легковых автомобилей, оснащенных ГБО, потребляют газовую смесь пропана и бутана. Главная причина в том, что с 2008 г. метан начал дорожать динамичнее пропан-бутана. К тому же инвестиций в «смесевую» заправку потребуется сравнительно немного: стартовый порог — $30 тыс. Тогда как в «метановые» заправки необходимо вложить, утверждают игроки, не менее $1 млн. Все это привело к тому, что метановые заправки не выдержали конкуренции и в стране стало расти количество лишь «пропан-бутановых» заправок (АГЗС). По оценкам Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ), в Украине около 2 тыс. официальных и полуофициальных АГЗС, количество же «метановых» не превышает 250.

 

Прогноз

По мнению участников рынка, его рост в 2012 г. останется на уровне последних трех лет и в денежном выражении составит максимум EUR25 млн. Но эти объемы их не удовлетворяют, ведь, по оценкам поставщиков и производителей ГБО, в докризисном 2008 г. их оборот составлял около EUR60 млн. То есть нынешними темпами до докризисного уровня им придется ползти около восьми лет. Темпы роста могли быть и более высокими, если бы государство способствовало развитию рынка ГБО. »При государственном содействии объем украинского рынка ГБО мог расти на 25-30% в год в течение нескольких лет, - говорит участник рынка, пожелавший остаться неназванным.

- Достаточно держать разницу в цене между бензином марки А-95 и сжиженным газом примерно на уровне два к одному, и это будет стимулировать потребителей устанавливать на легковые автомобили ГБО. Например, в Польше, где сжиженный газ дешевле бензина примерно вдвое, уже 90% легковых автомобилей с бензиновым двигателем оснащены ГБО, в Украине же — не более 15%». По оценкам УАСГ, в Украине газобаллонным оборудованием оснащены уже около 1 млн легковых и коммерческих автомобилей.

 

Функционер — о перспективах

Сергей Пивень (33), президент Украинской ассоциации сжиженного газа (г.Киев; с 2007 г.; в состав входят 10 предприятий):

- Реализация легковых автомобилей с предустановленным газобаллонным оборудованием в Украине стала развиваться с 2010 г. Сейчас на долю таких машин приходится около 5% рынка легковых автомобилей. Но со временем количество автомобилей с предустановленным ГБО в Украине будет увеличиваться, так как это общеевропейская тенденция. В некоторых странах Европы доля легковых автомобилей с ГБО составляет 30-40% автопарка. Причина понятна — так эти страны сокращают выбросы вредных веществ и переходят на использование альтернативных энергоносителей, снижая свою зависимость от неф­тепродуктов.

Для стимулирования сбыта автомобилей с ГБО некоторые европейские страны предоставляют налоговые льготы, скидки. В частности, в Италии и Франции при покупке такого автомобиля покупателям компенсируют EUR1-1,5 тыс.Стоит отметить, что в 2010 г. в Украине газобаллонное оборудование в основном устанавливали на автомобили с объемом двигателя 1,5-1,6 л, а в 2011-2012 гг. — с объемом двигателя 2-4 л.

Источник: Деловой еженедельник «Бизнес». Автор — Бек Шавкат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>